Ежегодно 28 августа православные начинают отмечать Успение Пресвятой Богородицы – день Ее ухода из этого мира.
Это один из двунадесятых (двенадцати самых крупных, исключая Пасху) праздников Православия. С попразднством он отмечается 9 дней, а с предпразднством – 10.
В богослужебных текстах Церковь подробно рассказывает, что Матерь Божия за три дня была предупреждена о своей кончине архангелом Гавриилом; что ко дню успения апостолы были чудесным образом собраны в Иерусалиме; что в момент отшествия необычайный свет озарил дом, и видимо для всех Сам Христос, с сонмом ангелов и святых, снисшел к одру Богоматери, принимая Ее пречистую душу в Свои руки. И она тихо и светло покинула этот мир: будто уснула до всеобщего воскресения, до второго пришествия Христа.
Христианская надежда на последующее пробуждение от сна смерти выражена в именовании праздника Успением (засыпанием). Не случайно и других умерших христиане имеют обыкновение называть усопшими (уснувшими).
Внимательному христианину литургические молитвы расскажут о желании иудейских начальников помешать торжественному погребальному шествию и о том, как они были остановлены силой Божией. Впрочем, иудейский священник Афоний все же со злобой прикоснулся к одру Богоматери, желая опрокинуть его, но был вразумлен чудесным отсечением рук. По молитвам апостолов к Матери Божией он получил исцеление, а впоследствии стал христианином.
Только апостол Фома промыслительно отсутствовал на погребении. Прибыв три дня спустя, он с воплем и слезами повергся перед гробовой пещерой, тяжко скорбя, что не удостоился последнего прощания с Богоматерью. В сердечной жалости о нем святые апостолы открыли пещеру, чтобы Фома мог утешиться хотя бы поклонением останкам Пречистой Девы. Но, отвалив камень от гроба, они увидели, что тела в гробнице нет, а лежат только ризы, от которых разливается чудное благоухание. Так возникла убежденность, что Богоматерь удостоена воскресения и вознесения вместе с телом, подобно тому как воскрес и вознесся Ее Сын, как вместе с телом были вознесены ветхозаветные праведники Енох и Илия (Быт. 5:54 // Евр. 11:5; 4Цар. 11,12).
События праздника учат православное сердце тому, что мы не оставлены без молитвенной заботы и опеки умерших. И на примере Богоматери, христианскому отношению к смерти. Лучше всего это отношение высказано апостолом Павлом: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:21-24).
Важно и то, что хотя празднуемые события проходили во времена апостолов, но их нет на страницах Нового Завета. Это радостный знак для православного христианина, свидетельствующий о том, что история Церкви Христовой (Кол 1:24б) не закончилась с написанием книги Деяний, что литургическая Чаша не иссякла в истории (1Кор. 10:16-17). Это важное свидетельство о том, что Дух Святой, вдохновлял не только авторов библейских книг, но как Утешитель, обещанный Христом, непрестанно руководит жизнью Его Церкви, благодаря чему «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) ни на одно мгновение не был одолен «вратами ада» (Мф. 16:18).
И этот опыт жизни во Святом Духе в православной традиции именуется Священным Преданием. Книги же Нового Завета – только часть и выражение этого опыта. И наоборот, жизнь Церкви – это прорастание в истории евангельского семени.
Так, например, факт установления праздников в честь Богоматери, исполняет новозаветное пророчество, изреченное Ею Самой: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).
И Церковь ублажает: «В рождестве [в родах] девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице, преставилася еси к Животу [жизни], Мати сущи [будучи] Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша» (Тропарь праздника).

Олег Нагорный,

консультант по религиозной безопасности,

глава проекта Центра защиты здоровья семьи и личности

 

Write A Comment