«Каждый из нас может достигнуть святости». Кого канонизирует Церковь и в чём смысл почитания мощей

Есть у христиан особые заступники, чей пример и молитва могут помочь всем нам приблизиться к Богу. Эти заступники – те, кого мы называем святыми.

Мы обращаемся к святым с молитвой, совершаем паломничества к их святым мощам. Но знаем ли мы, в чём смысл этого и что вообще означает слово святость? И самое главное – как нам самим стать святыми? Об этом – в разговоре с протоиереем Евгением Громыко, руководителем информационного отдела Минской епархии БПЦ и клириком минского храма святого Николая Чудотворца.

 — Что такое святость, кого мы называем святым?

— Святость – это прежде всего приближение к Богу. То есть человек очищает свою душу, очищает свои мысли и стремится к Богу. Через молитву, через Богообщение (в молитве, прежде всего) человек удостаивается увидеть славу Божью и сам просветляется от неё. На иконах вокруг лика святого изображается нимб, а нимб – это сияние славы Божьей. Он означает, что данный человек своей праведной жизнью и своей любовью к Богу достиг этой славы Божьей, этого сияния. И мы знаем, что были святые, у которых лик сиял видимым образом. Это святой пророк Моисей после того, как Господь дал ему на скрижалях 10 заповедей. Это и преподобный Серафим Саровский – есть свидетельства, что иногда лик его сиял, как солнце. Ну и Сам Господь, конечно. В праздник Преображения Господня мы вспоминаем историю, как Господь взошёл на гору Фавор и лик Его просветился, как солнце, а одежда стала белой, как снег. Вот это сияние славы Божьей, сияние святости мы в некоторых случаях можем даже наблюдать нашим материальным зрением.

 — Как православному человеку относиться к святым?

— Мы к ним относимся, как к молитвенникам и нашим помощникам в молитве, ни в коем случае не как к богам, целителям или чародеям. Это абсолютно нехристианский, языческий подход, и его нужно обязательно исключить.

Иногда люди приходят и спрашивают – кому мне молиться, если у меня такая-то проблема? Молиться надо Богу. Мы можем обратиться к святому, попросить помощи и заступления, зная, что в своей земной жизни он помогал людям в таких-то ситуациях. Если мы посмотрим на молитвы к святым в богослужебных книгах, мы увидим, что там есть такие обращения – помолись за нас, моли Бога за нас. То есть мы именно просим, чтобы он молился за нас и умолил Бога в такой-то жизненной ситуации.

Кроме того, мы изучаем опыт святых, опыт жизни в святости, он для нас бесценен. То, как мы можем достичь святости, мы можем увидеть на примере житий святых.

 — Кого канонизирует Православная церковь?

— Канонизация – процесс непростой. Не бывает так, чтобы люди просто собрались и решили кого-то канонизировать, так не делается.

Во-первых, при жизни мы никого не канонизируем. Это строгое правило, потому что пока человек живёт, он может измениться. Он может быть грешником и в конце жизни покаяться, как это сделал благоразумный разбойник, а может, наоборот, жить свято и в конце жизни отвратиться от Бога. Так произошло с Тертуллианом. Мы почитаем его как великого учителя Церкви, но мы его не канонизируем, потому что он в конце своей жизни впал в ересь.

После смерти человека также необходимо, чтобы перед канонизацией прошло какое-то время. Почитание святого рождается в народе, когда люди видят святость жизни и смерти данного человека. Они также видят, что от него идёт помощь, проходит время и они убеждаются, что этот человек достиг святости. Тогда и поднимается вопрос о канонизации.

Опять же, прежде чем принимать какое-то решение, специальная комиссия изучает житие данного человека – где он жил, как он жил, чем он занимался, какова была его вера в Бога. Когда все документы тщательно изучены, тогда собирается собор, на соборе всё это обсуждается и принимается решение, что данный человек может или не может быть признан святым. Затем в храме совершается особый чин прославления, пишется икона. Дальше этот святой включается в месяцесловы и мы можем обращаться к нему в молитве. Так было со многими святыми.

 — Как самому стать святым?

— Каждый из нас призван к тому, чтобы стать святым, и здесь нет никакой инструкции. Каждый человек индивидуален, у каждого человека свой путь к Богу. Самое важное, конечно – это стараться по этому пути идти, искать Бога, искать встречи с Ним, обращаться к Нему в молитве и в таинствах. И тогда в течение жизни каждый из нас может в той или иной степени приблизиться к Богу, а значит – достигнуть святости.

Почитание мощей

— Какое значение в деле прославления святого имеет обретение мощей?

— Когда мы обращаемся к святому, нам, как людям, материальным существам, хочется иметь материальное свидетельство об этом человеке, о его святости. Если мы почитаем изображения святого, предметы, которыми он пользовался, то тем более мы будем почитать тело, в котором он жил и совершал свой подвиг. И когда мы воочию видим, что перед нами тело почитаемого нами святого, это будет укреплять и нашу веру, и нашу молитву. И, конечно, множество чудес происходит от мощей святых. То есть святые помогают тем людям, которые подходят к их мощам с верой, с молитвой, с упованием на помощь святого в молитве к Богу и на помощь Божию.

— Как правильно относиться к мощам? Понятно, что очень часто здесь встречаются перегибы.

— Да, перегибы бывают, к сожалению. Нам здесь очень важно не скатиться в язычество, не превратить мощи в предмет поклонения. Почитание икон и мощей не должно закрывать наше почитание Бога, это всё – лишь вспомогательные средства, которые помогают нам укрепиться в нашей вере, помогают нам в нашей молитве.

Говоря о почитании святых, важно помнить, что святые не равны Богу. Святые – наши помощники в молитве. Как мы иногда просим родных и знакомых помолиться за нас, точно так же мы иногда обращаемся к святым. Мы верим в то, что святые уже предстоят перед Богом, они уже видят воочию лик Божий, и им «удобнее», чем нам, обратиться к Богу. Поэтому мы с таким упованием и верой обращаемся к святым как к людям, достигшим славы Божьей.

 — Зачем мощи разделяют на части?

— Это делается, потому что очень многие хотят видеть тело святого рядом с собой, многие хотят ему поклониться, но не всегда есть эта возможность. И для того, чтобы было хоть какое-то утешение в этом, от тел святых отделяют небольшие части и распространяют по разным местам.

Наверное, самый яркий пример этого – мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Их мощи находятся в Вильнюсе, который сейчас от Беларуси отделён границей Евросоюза, но это наши белорусские святые, которых мы почитаем. От Минска до Вильнюса меньше 200 километров, но поскольку нас разделяет граница, не каждый может туда поехать. И в 1993 году, уже после распада СССР, в Минск была принесена икона, в которую тогдашний митрополит Виленский и Литовский Хризостом вложил частичку мощей. И теперь для того, чтобы приложиться к этим мощам, нам не обязательно ехать в Вильнюс, мы можем это сделать у себя в Минске (в Петропавловском соборе – прим.ред.).

 — Наверное, дело ещё и в том, что Виленские мученики одинаково важны как для Минска, так и для Вильнюса?

Да, это наши общие святые. Я думаю, все прекрасно знают, что когда-то у нас было единое государство – Великое княжество Литовское. Поэтому мы и почитаем этих святых как белорусских, потому что они важны для всего Великого княжества Литовского.

Мощи, иконы, освящённые на мощах предметы – всё это нужно нам как существам материальным, чтобы нам было проще обратиться к святому, которого мы не видим. Важно помнить, что никакой святой предмет сам по себе не обладает магическим действием.

www.sobor.by