Центр поддержки семьи и материнства «Матуля» выпустил «Памятку родильнице», которую уже одобрило Министерство здравоохранения. Ожидается, что это мини-пособие по восстановлению после родов женщины смогут получать в роддомах. Также такую памятку смогут распространять педиатры, которые будут посещать на дому малышей первого месяца жизни. О том, что это за информация и почему она так необходима современным роженицам, беседуем с автором «Памятки родильнице», руководителем центра «Матуля» Вероникой СЕРДЮК.

Вероника Сердюк (слева)
Вероника Сердюк (слева)

Вероника Владимировна, волонтёры Вашего центра работают с женщинами в ситуации кризисной беременности, проводят предабортное консультирование. Понятно, что многих женщин толкает на аборт финансовая нестабильность, кто-то хочет сделать карьеру. Но часто на прерывание идут «хорошие мамы», которые любят своих детей и в принципе понимают, что справятся с трудностями, как это уже было однажды или дважды. Почему же женщины не хотят рожать больше?

В ходе предабортного консультирования психологи обращают внимание на причины отказа от материнства. За все время существования центра «Матуля» мы провели более тысячи таких очных консультаций беременных перед абортом и заметили, что около 10 % женщин выбирают аборт по причине «усталости от материнства», а 4% вследствие негативного, травмирующего опыта предыдущей беременности, родов и послеродового периода.

Как бороться? Как женщине, наконец ставшей мамой, сохранить свои силы, стать действительно счастливой и жить в гармоничных отношениях с мужем и детьми? Есть рецепт?

На самом деле способы, позволяющие женщине оставаться в гармонии с собой и окружающими, очень простые, но мало кто о них знает, хотя для наших бабушек это было элементарно и передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. Эти нехитрые правила и действия соблюдали все здоровые роженицы. И вот мы в центре «Матуля» придумали такую памятку родильнице, где по пунктам рассказывается, как себя вести и что правильно делать в этот период, чтобы избежать травмирующего опыта, послеродовых расстройств и депрессии у матери. Отличие этой памятки-флаера в том, что он не о младенце, а о его маме.

Стиль написания — прямое обращение к беременной или родильнице, как от матери к дочери, от подруги к подруге, от женщины к женщине. Мы говорим о том, что может сделать мама сама себе, сама для себя, чтобы максимально облегчить себе путь в материнство.

Но наши женщины так развиты и компетентны во многих сферах, так много читают литературы, в том числе и психологической, столько делают для своих детей и при этом стараются преуспевать и в карьере…

Да, но в наше время всеобщего просвещения, множества образований полученных женщиной, оказывается, что есть белые пятна в сфере раннего времени вхождения в материнство. Современные женщины, обладая многими профессиональными знаниями, оказываются вызывающе невежественны в области не только репродукции, но и материнства. С отходом от традиционных устройств семьи мы утратили большой пласт материнской культуры. Прежде всего это уход за роженицей. Это та часть культуры, которая содержит знания, как должна питаться роженица, какие упражнения она может делать, как себя вести после родов, чтобы максимально предотвратить травмирование своего организма.

Ведь роды — это хоть и естественное, но достаточно травматичное переживание и послеродовый период — он особый. К сожалению, гинеколог говорит роженице только о половом полуторамесячном воздержании и что она должна посетить женскую консультацию в конце этого срока, чтобы определить вид контрацепции. Но врач ничего не говорит ей об особенностях этих двух месяцев для нее самой! Также печально, что у роженицы нет надежды получить какие-либо полезные знания по этому поводу от старших женщин по роду, потому что эти женщины тоже росли в условиях утраченной материнской культуры. Потому что в Советском союзе, как и в некоторых других странах, на протяжении двадцатого века проводился массовый социальный эксперимент над традиционной семьей, когда многие функции семьи перенимало на себя государство (такие как уход за маленькими детьми и стариками в специализированных заведениях с разъединением поколений, прием родов только в больницах). Этот эксперимент привел в том числе и к уничтожению понятия послеродового периода как особого периода в жизни семьи.

Что именно Вы включили в эту памятку? На что обращаете внимание?

Памятка опирается на медицинские и культурные аспекты переживания послеродового сорокадневного периода, зафиксированного в медицинской, культурной и даже религиозной литературе. Здесь даются советы по разумному устроению быта, организации режима дня и внутрисемейных отношений, которые позволят маме максимально отдохнуть, приспособиться к жизни с новым малышом, а всей семье — адаптироваться к новым ролям с приходом её нового члена. В памятке также перечислены продукты и специальные блюда для рожениц, описываются упражнения на восстановление и укрепление тазового дна, приводятся другие ценные рекомендации.

Какое главное правило, что бы Вы отметили красным цветом?

Стоит избавиться от нездорового перфекционизма, влекущего роженицу поддерживать дородовые стандарты в быту, что может быть губительным как для ее здоровья, отношений с близкими, так и для грудного вскармливания. Поэтому девиз памятки: «Мама имеет право отдыхатьМама имеет право просить о помощиМама имеет право быть неидеальной!» Это те установки, которые мама должна разрешить прежде всего самой себе, потому что, если выживет мама, выживут и дети. Если всё будет в порядке с ней, то и у детей всё будет хорошо. А  если мама сама себе не позволит, то ей не смогут помочь и окружающие её близкие люди.

pinterest.ru

Вот держу перед собой памятку, и мне понятно и про послеродовые упражнения, и про нехитрую диету, и про отношение к своему телу. Действительно, всё просто. Но это нереально. Ведь не успел ты приехать домой из роддома, к тебе начинается паломничество из многочисленных родственников, подруг на сносях и так далее. Какой уж тут отдых?

В нашей культуре есть отголоски старых обычаев, таких как «адведкi», когда к женщине приходят гости, смотрят на малыша, но это две большие разницы: современные и традиционные «адведкi» . Современные , — это когда мама убирает квартиру, готовит стол и, находясь еще в периоде очищения, принимает гостей. Это немыслимо для культуры столетней давности, потому что те, традиционные визиты — это визиты замужних, рожавших подруг, которые приносят ей еду и отрезы ткани на новые платья, на ее новую родившую фигуру. Родственницы старались помочь со старшими детьми, а сама роженица в некоторых культурах могла лежать не вставая и не беспокоясь о хозяйстве до сорока дней. (есть даже исследования, что на Беларуси 19 века количество послеродовых осложнений и смертельных исходов было меньше всего среди иудейских женщин, чем у татарских и белорусских именно потому, что там строго придерживались этого правила). То есть раньше уход за роженицей — награда ей за роды. Сейчас женщина внимание и снисхождение общества в лучшем случае получает во время беременности, а после родов должна как можно быстрее вернуться «к станку».

Основная задача женщины после родов — восстановление, охранный режим для малыша, налаживание грудного вскармливания, восполнение веществ, необходимых для нормального функционирования организма. Близкие могут помочь ей в приготовлении еды, уборке, решить за неё другие бытовые вопросы, транспортировать её по регистрационным делам, заняться старшими детьми.

Есть ли у Вас идеи, как восстановить у нас эту послеродовую культуру?

Я убеждена, что помощь роженицам должна вернуться в нашу культуру. На приходе Николая Японского, где служит мой супруг и при котором работает наш центр, мы возрождаем эти традиции. Наши прихожанки, многие из которых многодетные мамы, могут обратиться за помощью и безвозмездно её получат. Недавно был случай, когда женщина, беременная 4-м ребёнком, страдала от симфизита, ей и двигаться -то тяжело было — не то, что семью кормить. И вот наши прихожанки посменно на протяжении двух недель — до и после родов — кормили маму и всех её домочадцев.

Думаю, что каждая из нас может создать эту культуру на своём месте: прийти к женщине после родов с трёхметровым рушником, перевязать ей живот, погладить или сделать висцеральный массаж, или массаж ступней, помассировать их с втиранием масел, или заварить ей послеродовый компот из сухофруктов с корицей. Также просто делается и послеродовый бульон. Если мы сами изменим своё отношение к роженицам, то и они потом будут продолжать это делать. Мои дети, например, знают, что, если у нас родила соседка, то мама сварит в два раза больше бульона, который потом, уже разлитый в бутылки, они понесут по адресу. Они понимают, что это нормально, и не ждут благодарности. 

И неважно, какой вы религии или национальности. В начале этого года, как раз накануне Рождества, к нам в приют попала мусульманка — студентка из Узбекистана, которая родила ребёнка вне брака. Её проклял отец, отказались родные, и она попала к нам со своим славным малышом. У неё была большая кровопотеря после родов и было необходимо полноценное питание, вдобавок она готовилась к госэкзаменам. Наши прихожанки организовали дежурство и каждый день по нескольку раз приносили ей продуктовые наборы, бульон, нянчились с малышом. Скоро мама получила диплом, сердце новоиспечённого деда оттаяло, и она с малышом уехала на родину. Эта девушка пишет нашим волонтёрам и всегда с благодарностью вспоминает это время.

И раз уж я коснулась мусульман, то не могу не восхититься их традицией: после рождения ребёнка женщины приходят к своей родственнице или подруге с готовыми блюдами в таком объёме, чтобы всей семье хватило на неделю.

«Памятка родильнице» уже доступна в печатном виде или для скачивания? Хорошо бы иметь её ещё до родов. Как ей обзавестись?

Совместно с Министерством здравоохранения РБ мы собираемся снабдить этими памятками все женские консультации, роддома и педиатров, которые навещают мам после родов. Также будущие мамы и их родные могут скачать ее на нашем сайте и распечатать.

Размещаем текст «Памятки родильнице» от центра поддержки семьи и материнства «Матуля»

www.pro-life.by