Святитель Василий Великий – вселенский учитель, добившийся от власти законодательной защиты жизни детей до и после рождения.
Свт. Василий Великий является столпом православной Церкви. Но, к сожалению, такая важная грань его деятельности и служения как защита жизни детей, не нашла должного отражения в доступных православных источниках. Объяснить это отчасти можно тем, что определенные им и утвержденные Вселенскими соборами, 2-е и 8-е канонические правила на протяжении 1,5 тысяч лет были нормой и для уголовного законодательства православных стран, и для отношения к детоубийству христианских народов в общественной и личной жизни. Эта норма воспринималась как естественная и не требовала доказательств. В наше время, когда 7 из 10 зачатых детей погибают от искусственных абортов и абортивной контрацепции, а добровольно несущие их на заклание «родители» и руководящие страной люди, которые в силах изменить ситуацию, считают себя православными, пример свт. Василия становится чрезвычайно важным как для современных пастырей, так и для всей Церкви. Безусловно, эта тема требует отдельного скрупулезного исследования, запечатления в агиографии, гимнографии, иконографии. Пока же остаётся ссылаться на сочинения протестантских авторов. Приводим ниже отрывок из книги американского исследователя Джорджа Гранта «По третьему кругу: История движения в защиту жизни от первого столетия до современности». Основная мысль этого сочинения состоит в том, что в истории европейской цивилизации христианство уже дважды побеждало культуру смерти и легального детоубийства, изменив римское право при первых христианских императорах, а затем преодолев возрождение язычества в эпоху Ренессанса (реформация и контрреформация). Автор призывает современных христиан к активным действиям в защиту жизни детей до рождения, верит в возможность победы. Грант так же является автором книги «АНГЕЛ СМЕРТИ. Биография основательницы «Ассоциации планирования семьи» Маргарет Зангер», сокращенный перевод которой публиковался на русском языке.Владимир Потиха.

Свт. Василий Великий ревностно нес пастырское служение и был полностью поглощен работой. Он служил в церкви до восемнадцати раз в неделю, не считая рождественских и пасхальных богослужений, и при этом наставлял в вере молодых, посещал больных, утешал страждущих, а также вел обширную переписку и продолжал богословские изыскания. Несмотря на всю свою занятость, он успевал еще и принимать участие в решении насущных общественных вопросов и проблем. Его глубоко волновало положение беднейших слоев населения, и он всю свою жизнь пытался найти действенные меры, которые смогли бы облегчить их страдания и помочь встать на ноги. Свт. Василий установил в Кесарии практику милостыни, использовал ресурсы церкви для того, чтобы помочь нуждающимся преодолеть бедность. И поскольку здравоохранение – один из важнейших элементов этого процесса, а также потому, что беднякам, как правило, была недоступна никакая форма медицинской помощи, кроме примитивной народной медицины, архиепископ Василий открыл первую стационарную больницу.
Участие в жизни бедных и работа в больнице в конечном итоге заставили Свт. Василия бороться рядом других общественных проблем: инфантицидом, абортами, выбрасыванием новорожденных и отказом от детей. Несмотря на то, что к тому моменту христианство имело статус официальной религии уже 40 лет, еще не все жители Каппадокии были обращены в христианство, и живы были языческие обычаи, в том числе страшный обычай детоубийства.
Узнав об этом, архиепископ Василий пришел в ужас.
Он обнаружил цех абортмахеров – сагаи (sagae), которые вели бойкую торговлю в Кесарии и соседних областях. Они продавали абортивные травяные снадобья, пессарии и даже делали женщинам, не желавшим вынашивать ребенка, хирургические операции. Тела детей собирались и продавались в Египет, косметологам, которые использовали содержащийся в них коллаген для изготовления косметических кремов.
Когда свт. Василий обратился к городским властям по поводу бесчинств, которые творили абортмахеры с женщинами и детьми, то был поражен, выяснив, что эта жуткое ремесло вполне законно, и так было всегда. 
Он незамедлительно приступил к делу: прочитал несколько проповедей о святости человеческой жизни, призвал прихожан своей церкви помогать семьям и женщинам, которые испытывают трудности в связи с беременностью и рождением детей, стал в полную силу использовать политическое влияние своей семьи и собственный дар убеждения, чтобы изменить законодательство. Он начал проводить во всей епархии просветительскую работу, чтобы люди могли разобраться в сути вопроса, осуждал сагаи, анафематствовал их, даже организовывал общественные акции протеста против египетских торговцев, которые поддерживали жестокую торговлю в силу своих меркантильных интересов.
Архиепископ Василий вполне определенно высказывал свою позицию защитника жизни. Он писал:
«Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы». 
Но этим все не кончилось. Разрешенная законом и глубоко укоренившаяся практика детоубийства не могла так просто прекратиться.
Согласно древней традиции патерфамилия (paterfamilias), рождение римлянина не было биологическим фактом. Младенцев принимали в этот мир только в том случае, если этого хотела семья. Римлянин не становился отцом ребенка, он брал ребенка. Если сразу после рождения семья решала, что не будет поднимать дитя (в буквальном смысле нужно было поднять его с земли), то его просто выбрасывали. На окраинах большинства римских городов были специальные высоты или стены, куда относили ребенка, чтобы оставить его умирать.
Свт. Василий слышал об этом, но был изумлен, узнав, что этот обычай до сих пор совершенно законен, хоть и редко, но практикуется. Поэтому он расширил свою деятельность в защиту жизни и теперь не только противостоял сагаи, но также боролся за отмену патерфамилии и за уничтожение высот, на которых бросали детей.
Свт. Василий Великий был настолько предан идее защиты жизни, что однажды после всенощной службы вместе с несколькими дьяконами отправился за город, чтобы собственными руками разрушить старую кесарийскую гробницу, служившую местом детоубийства. Он знал, что такие открытые действия могут стоить ему положения, но им руководил непреодолимый духовный порыв.
Узнав о борьбе, которую вел Кесарийский архиепископ, император Валентиниан предпринял первые шаги по криминализации детоубийства, издав в 374 году следующий указ: «Все родители обязаны растить зачатых ими детей, те же, кто убивают или выбрасывают их, подлежат наказанию по закону». 
Впервые в истории человечества аборт, детоубийство и выбрасывание новорожденных детей были признаны вне закона. Сагаи ушли в подполье и, в конце концов, прекратили свою деятельность. Традиция патерфамилии была практически полностью побеждена. Высоты, на которых бросали детей, — разрушены.Перевод с английского Натальи Кашицыной

George Grant, The Third Time Around: A History of the Pro-Life Movement from the First Century to the Present (Brentwood, Tenn.: Wolgemuth Publishing, 1991), 19 — 21.

prolife-fest.ru