О том, что с детьми в школе надо больше говорить о ценности семьи и брака, стало понятно уже давно. С этого года в наших школах разрешили ввести соответствующий факультатив. Только как его проводить? Как говорить с продвинутыми школьниками о самом главном, устоявшемся веками? Как не уйти в морализаторство, а быть интересным и убедительным? Как пробудить интерес к той больной теме так, чтобы пробиться сквозь равнодушие и недоверие? Совсем недавно в Минском городском институте развития образования вышла книга «Интерактивные методы формирования у старшеклассников семейных ценностей». Её автор Л. А. Мартынова, старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования, отличник народного образования БССР, автор 5 пособий и более 30 научных публикаций по психологии. Более 10 лет Лариса Аркадьевна руководит волонтерской психологической службой общественного благотворительного объединения «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля». Как волонтер проводит занятия и индивидуальное консультирование подростков и молодежи по проблеме сохранения репродуктивного здоровья, консультирует по телефону доверия, оказывает психологическую помощь беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В интервью порталу pro-life.by Лариса Аркадьевна рассказывает о своей книге и её адресатах.

Интерактивные методы формирования у старшеклассников семейных ценностей

Лариса Аркадьевна, недавно вышла Ваша книга «Интерактивные методы формирования у старшеклассников семейных ценностей». Расскажите, что это за издание и кому оно адресовано?

Эта книга — пособие, в ней пошаговая инструкция применения того или иного интерактивного метода. Подробно описано тринадцать методов, которые направлены на формирование у старшеклассников семейных ценностей: принадлежность к роду, почитание родителей, любовь, семейные традиции, семейная иерархия, целомудрие, верность в браке, репродуктивное здоровье, чадолюбие.

Но сейчас много интересных пособий для педагогов с неожиданными креативными решениями. Полки книжных магазинов пестрят… В чём новизна Вашего пособия? Чего в нём нет такого, что есть в других? Может быть, дело в материале, с которым Вы предлагаете поработать?

Новизна в том, что здесь теория соединена с практикой. Сами по себе интерактивные методы широко используются в педагогической практике. Действительно, существует много пособий по интерактивному обучению, методических рекомендаций по применению интерактивных методов, описание самих методов. В моей книге представлены оригинальные версии классических активных методов, которые я много лет реализую в своей работе с учащимися. Но самое важное — это концепция пособия, которая нашла отражение в содержании конкретных методов. Они находятся в  контексте стратегии ценности семьи, верности, целомудрия, многодетности. И, наверное, ещё мою книгу отличает то, что здесь есть «демографический ликбез» для старшеклассников, и, кстати, для педагогов! Я много лет читаю лекции по демографической ситуации в нашей стране для специалистов образования и других категорий и обнаружила, что у нас существуют своеобразные «демографические мифы». Они серьёзно влияют на репродуктивные и семейные установки.

Что это за мифы?

Например, такие: «нас очень много, перенаселение, поэтому нам надо регулировать (подразумевается, снижать) рождаемость»; «в нашей стране увеличивается рождаемость, слишком много асоциальных многодетных семей»; «чем больше в семье детей, тем она беднее»; «только в бедных семьях много детей»; «многодетным родителям не хватает интеллекта»; «жениться можно много раз»; «аборты —это обычная практика жизни»; «можно жениться и рожать детей после 30, когда карьера построена и есть капитал» и так далее.

Удаётся развенчать эти установки?

С этими рассуждениями я встречаюсь и работаю не только на лекциях для взрослых, но и на занятиях с молодежью. И опыт в консультировании семей и предабортном консультировании дает мне очень много фактов для рефреминга, то есть преобразования этих мифов в другие убеждения. Вот поэтому я использую интерактивные методы с демографическим содержанием, пытаюсь сформировать у ребят понимание, что вообще в мире происходит с социально-демографическими процессами. Для меня это напрямую связано с положительными репродуктивными установками.

Есть ли метод, который Вам нравится больше всего?

Есть ли метод, который Вам нравится больше всего?

Все методы, описанные в пособии, мне нравятся, и проводила я их трудно подсчитать сколько раз! Очень люблю эвристический анализ пословиц и поговорок. Может быть, потому, что у ребят этот метод вызывает сильный эмоциональный отклик. Смыслы, которые они генерируют при детализации истории, скрытой в пословице, меня всегда воодушевляют! Очень часто использую методы «Отыщи того, кто…» и «График встреч», они дают возможность быстро погрузиться в содержание, узнать новые факты, наладить коммуникацию и «разговорить» ребят. Но очень много зависит от мастерства ведущего, надо уметь работать с обратной связью, ведь ребята часто высказываются провокационно: подростки, как известно, умелые антагонисты! Надо уметь работать с возражениями, «утилизировать» их, показывать, какую ценную мысль высказал ученик своим возражением. Это надо делать искренне. Не спорить, а через вопросы прояснять, уточнять, вести к цели.

реконструкция народного свадебного обряда «Дзяжа»

А какой из методов вызывает больший отклик у детей?

Очень нравится ребятам (а поэтому и мне) реконструкция народного свадебного обряда «Дзяжа». Идея принадлежит  Сердюк Веронике Владимировне, руководителю центра «Матуля». Она как культуролог, я как модератор — получается очень круто, как говорят сами ребята. Если вместе с нами в реконструкции участвует священник, протоиерей Павел Сердюк, то такое занятие имеет сильный духовный вектор. Я сама очень впечатляюсь  результатами использования этого метода.

Что побудило Вас к написанию этого пособия?

Практикоориентированных пособий, посвященных конкретной работе с детьми по формированию традиционных семейных ценностей, с духовно-нравственной основой не так и много. Я, например, такого как мое пособия не встречала. Мне бы его лет 15-20 назад! Я 23 года работаю в Минском областном институте развития образования, среди многих направлений работы руководство курсами повышения квалификации специалистов по проблеме «Психолого-педагогические основы формирования у учащихся готовности к браку и семье». Также на курсах по основам православной культуры провожу практические занятия по использованию интерактивных методов в духовно-нравственном воспитании учащихся. На этих занятиях много внимания уделяется овладению педагогами эффективными методами работы с детьми. Именно с этими методами я и знакомлю их. А данное пособие придумано как методическое обеспечение моих занятий. Это такой ответ на вопрос педагогов «Где взять эти методы? Где написано, как их провести?». Вот, пожалуйста, книга об этом!

Значит, книга адресована педагогам?

Пособие адресовано всем, кто работает с ребятами по этой теме. Ведь здесь представлены развернутые планы реализации конкретных методов. Мои советы адресованы педагогам учреждений общего среднего образования, классным руководителям, руководителям факультативных курсов по подготовке учащихся к семейной жизни, педагогам-психологам, педагогам социальным, педагогам-организаторам. Я считаю, что пособие очень подходит педагогам воскресных школ, которые могут усилить духовное содержание в представленных методах. Эти методы я проводила и в летних лагерях. И даже преподавателям эти методы полезно будет использовать на интерактивных лекциях, практических занятиях.

Где вышла книга и где её можно приобрести?

Пособие издано в государственном учреждении образования «Минский областной  институт развития образования», где я и работаю. Заказать её можно по телефону:+ 375 29 620 63 08

Что бы Вы пожелали тем, кто будет использовать предлагаемые Вами методы в работе с учащимися?

Я желаю по достоинству оценить активное взаимодействие с ребятами. Если нет опыта в проведении интерактивных методов, добыть его, пробовать, читать, советоваться.

Используйте эти методы не только в работе с учащимися, но и со взрослыми! Невероятно интересно прошло родительское собрание, когда мы анализировали пословицы про воспитание детей, или педагогический совет, где мы знакомились с современными демографическими парадоксами, которые отражают тенденции изменения института семьи в мировом масштабе. А классные часы, где участвуют и дети и родители, — это мои любимые мероприятия, потому, что интерактивные методы дарят и взрослым и детям редкие минуты общения, узнавания друг друга. Мне не раз после такого классного часа родители говорили (или писали в анкетах), что их удивило красноречие их детей, ценность высказанных ими мыслей. Что они иногда не могут добиться от своих детей никакой обратной связи о том, что они думают про будущую жизнь, про семью, про отношения между ними и родителями и т.д.

Еще посоветую: наполняйте методы своим содержанием! Проявляйте творчество, каждый метод может быть посвящен другой теме. И следуйте советам по организации работы, которые упоминаются в начале пособия. Должно быть интересно, весело, помните про юмор, там, где он уместен!

Мне очень хотелось поделиться своим опытом, который за многие годы волонтерства в центре «Матуля» я приобретала вместе со своими соратниками.

За 10 лет мы провели занятия, где такими интерактивными методами увлекли более 4 500 учащихся, представляете? Это хороший опыт. Вот про это и пособие!

Беседовала Анна Галковская
www.pro-life.by