Прошло всего меньше года с того момента, когда Патриарх Кирилл призвал священнослужителей отказаться от дорогих авто. И дабы посмотреть, как это предложение реализуется на практике, AUTO.TUT.BY отправился к одному из минских представителей духовенства. В свою очередь, отец Павел не только показал нам свой Volkswagen Caddy Maxi Life, но и рассказал об автомобильных предпочтениях других священников и за какие деньги эти машины приобретаются.

 

Caddy: для прихода, многодетной семьи и имиджа

Отец Павел признается, что не может дать односложный ответ, почему ему нужен был именно такой автомобиль. И подходит к объяснению этого вопроса достаточно комплексно.

 Исходя из того, что я настоятель строящегося храма и  многодетный отец, мне нужно было авто, которое  будет служить как нуждам прихода, так и окажется хорошим семейным вариантом. И поскольку эта машина семиместная, я в ней могу возить не только своих пятерых детей. Мы также часто на ней отправляемся в поездки с теми людьми, которые бескорыстно помогают приходу. Да и помочь человеку что-нибудь перевезти на Caddy не составит труда – холодильник вмещается прекрасно.

Ну и конечно, этот автомобиль несет в себе и имиджевую составляющую. Ведь выбирая машину, я исходил из того, чтобы она не вызывала раздражения у тех, кто не совсем симпатизирует мне как представителю православной церкви.

Долго выбирать машину не пришлось — знакомый священника пару лет назад сам подыскал ему этот вариант 2008 года с двухлитровым турбо-дизелем где-то в Баварии. Будучи человеком рассудительным, отец Павел не сразу согласился на покупку. «Сосед в пробке» записал номер кузова и отправился к дилеру Volkswagen на Шаранговича, где и проверил правдивость заявленного в объявлении пробега и истории обслуживания. Все оказалось честным, и выбор был сделан. Даже несмотря на пробег в 250 тысяч км прошлого владельца – немецкой строительной фирмы. За два года эксплуатации в Беларуси эта цифра уже перевалила за 350 тысяч.

Сколько стоила эта машина наш герой... не знает. С его слов, Caddy был куплен «для нужд прихода за счет средств меценатов» и, по большому счету, не является собственностью отца Павла.

—  Единственной машиной, которую я купил за свои деньги, был Москвич 412, за который в 2001 году выложил 300 долларов. Эта машина доставила нашей молодой семье уйму хлопот и приключений не в самом хорошем смысле этого слова. А потом продолжительное время у меня была Renault Espace, купленная уже для нужд прихода. И вот это – мой третий автомобиль.

"И батюшки начали просить гаишников: "Отпустите нас, вы же себе сегодня еще «наколядуете»…

Если с покупкой машины нашему герою напрягаться не пришлось, то уже ее обслуживание – полностью на его плечах. Хотя, посмотрим правде в глаза, пятилетний Volkswagen – не самая тяжелая ноша. Что отец Павел и подтверждает.

 Из существенных вложений в машину я могу вспомнить лишь недавнюю замену рулевой тяги. Обошлось это в 210 долларов. Естественно, еще менялись расходники. Только вот недавно деформировал колесо: подъезжая к церкви и двигаясь вдоль бордюра, я увидел, что наши строители водрузили купола на храм. И, открыв рот от радости и удивления, я прямо в бордюр и въехал. Придется теперь, наверное, менять колесо…

Минусов в Caddy отец Павел не видит, разве что ржавчина вокруг дверных ручек «режет» глаз.

Даже типичный для это модели негатив отец Павел научился воспринимать как плюсы: жесткая подвеска помогает организовать для детей на задних сиденьях «не то, чтобы аттракцион, но какое-никакое развлечение с потряхиванием», а крошечное зеркало заднего вида в салоне и вовсе «атрибут не столь важный — спасают огромные боковые зеркала».

Немаленький в этой машине и клиренс – 173 мм. По словам нашего героя, проблем с парковкой не возникает никогда. Особенно это актуально для заезда на бордюр при дефиците парковочных мест во дворе дома отца Павла.

Расход топлива вовсе не разорителен: 7 литров по трассе и чуть больше в городе. 

Интересуемся у отца Павла, превышает ли:

—  Скажу честно, если вы обратитесь в ГАИ, то там можно найти несколько моих штрафов за превышение скорости. Это следствие моего темперамента.

В общении же с Госавтоинспекцией отец Павел считает главным вежливость и тактичность. По его словам, к священнику не было ни предвзятого отношения, ни излишнего снисхождения со стороны сотрудников ГАИ. Взяток давать не приходилось.

—  Вспоминается случай, когда по дороге в Минск сотрудниками ГАИ были остановлены мои украинские коллеги. И, по традициям дорог наших южных соседей, батюшки начали просить: "Отпустите нас, вы же себе сегодня еще «наколядуете»… Потом удивлялись достаточно жесткой реакции инспектора на их «предложение».

«Наблюдаю, как в маршрутных такси классический триптих соседствует с силиконовой женщиной. Когда человек терпит такое соседство “плейбоя” и святыни – это вызывает опасение»

В бардачке отца Павла Псалтырь, дорожная карта, брошюра работ польского архитектора православных храмов и детская книга на «мове».

—  А книжка детская на белорусском языке у меня тут, потому что мои дети-школьники учатся в белорусскоязычной гимназии.

Видим, что дети отца Павла не только с языками в ладах, но и ножницами с клеем работают достойно: такой презент папе с подписью «Степа» был обнаружен в ящике для перчаток.

Еще один «презент» от детей – сломанный дисковод в магнитоле. Однако это не помешало нам слушать во время беседы любимую группу священнослужителя «Океан Эльзи» через FM-трансмиттер.

В багажнике — колесный диск, масло, ролики, кроссовки и груши с фасолью. Дачей отец Павел пока не обзавелся, поэтому дары природы – от тещи.

Внимание! В салоне машины священнослужителя мы не нашли ни одной иконы. Наш герой против стереотипов:

—  Перед каждой поездкой я совершаю молитву – это главное, а не наличие иконки в салоне. Зато нередко наблюдаю, как в маршрутных такси классический триптих соседствует с силиконовой женщиной. Это говорит о том, что икону такие водители помещают как оберег по языческому представлению. И когда человек терпит такое соседство “плейбоя” и святыни – это вызывает опасение. Если водитель помещает иконку в машину, то пусть он совершает и молитву, а не просто думает, что таким образом застрахуется от ГАИ или аварий.

От аварий, как известно, не застрахован никто, и отец Павел здесь не исключение. Правда, давно это было: еще на 412-м «москвиче» наш герой и ЗИЛа «целовал» и «фигурное катание» на зимней дороге почти до кювета исполнял. По его словам, все из-за неопытности и невнимательности. А вот недавно не по своей вине получил задним бампером в бок Caddy на стоянке.

«Я считаю дорогой автомобиль дурновкусием для священника. Есть у тебя знакомый директор компании с крутой тачкой? Так сядь, покатайся для ощущения — и все»

Характеристику Volkswagen Caddy как «очень обычной машины» наш герой и считает тем самым стержнем имиджевой составляющей автомобиля для священника. Ведь бывали и прецеденты…

—  Не так давно машина была в ремонте, и друзья дали мне на пару дней автомобиль из парка своей компании. У них не было ни «запорожцев», ни «жигулей», и мне достался седан Audi 2013 года. Я даже модель не помню, но как говорят — «полный фарш»! Ну и приехал я к себе во двор... А там меня уже встречал сосед в легком подпитии, с которым до этого мы и не общались. В тот вечер общение и началось — с бурного диалога о «голодающих детях Африки» и просвещения меня о цене этой Audi в 32 тысячи евро. В общем — в стиле разговора профессора Преображенского с делегацией Швондера из «Собачьего сердца». Я ему показывал и технический паспорт и объяснял, что это машина производственного предприятия, но человек все равно ушел уязвленный…

Отец Павел не считает, что священники должны постоянно оправдываться. Ведь если поддерживать сложившуюся тенденцию, то скоро и борода может стать вопросом для вынесения на общественные слушания.

—  У нас так в народе повелось, что к священнику можно обратиться невежливо и просто с какой-то претензией. Получается некая презумпция виновности. И я часто бываю в таких ситуациях, потому что нередко передвигаюсь в подряснике. С интересом недавно наблюдал, как одна дама чуть свой нос не окунула в корзинку, пытаясь скалькулировать сумму моих покупок. Но я всегда вступаю в диалог. И это помогает мне не обольщаться и не думать, что у нас все так радужно и безоблачно.

Однако отсутствие «радужности», как оказалось, вовсе не подпадает под определение «плохо».

—  Я ощущаю, что живу в абсолютно уютной и безопасной среде. Ведь вижу, что тот фундамент, который был сформирован в нашей культуре христианством, не смотря на советский период истории, все равно остался. И в массе своей наш народ любит священников.

Однако проблемы часто возникают не только из-за стереотипов советского мышления — сами священники часто дают повод к негативному восприятию себя и церкви.

—  Да, и если такие поводы возникают, это моментально подхватывается СМИ, частному случаю придается всеобщий масштаб и рисуется негативный образ.

Но как ему не рисоваться, если — случается — священник несется на новой машине бизнес-класса да еще и «подшофе»?

—  Я могу сказать, что в Беларуси ни один священник не ездит ни на Bentley, ни на Porsche. Более того, могу дать подсказку тем, кто интересуется автопарком духовенства Минской области. Приходите к Свято-Духову кафедральному собору в канун Рождества Христова или Пасхи, когда на общеепархиальную исповедь на машинах съезжаются все священники области. Лично я оценил обстановку, и скажу, что у байкеров, которые паркуются рядом с кафе «Верхний город», все значительно круче.

Отец Павел рассказывает, что наибольшей популярностью у священников пользуются минивэны: многодетные отцы как-никак. Даже у таких известных представителей духовенства, как Протоирей отец Федор Повный (настоятель храма Всех Святых на Калиновского), всего-навсего Skoda.

—  Понимаете, у нас нет такого как в России, когда пьяный иеромонах на спорткаре врезается в строительные заграждения. Он, конечно, потом был запрещен в служении, но, я думаю, именно с этим случаем и был связан призыв Патриарха пользоваться более доступными авто. Вообще я считаю дорогой автомобиль дурновкусием для священника. Ну есть у тебя знакомый директор компании с крутой тачкой, сядь покатайся для ощущения и все. Но зачем же покупать или даже брать в подарок автомобиль, который дороже храма в котором ты служишь?!

О фактах же задержания сотрудниками ГАИ белорусских священников за рулем в состоянии алкогольного опьянения в октябре прошлого и в мае этого года, отец Павел слышит впервые от AUTO.TUT.BY. И признается, что это воспринимается им очень болезненно.

—  Я очень огорчен, что это происходит, и надеюсь, что лично я не дам такого повода. Вместе с тем очень сочувствую тем батюшкам, которые оказались в этой ситуации. Ведь не нужно думать, что это проходит бесследно для самого человека. Такую чашу испить не хочется… 
Читать полностью:  https://auto.tut.by/news/exclusive/368176.html?crnd=3567

Write A Comment