25 июля состоялась долгожданная первая паломническая поездка прихода храма святителя Николая Японского. 50 энтузиастов во главе с настоятелем храма протоиереем Павлом Сердюком отправились на родину священномученика Константина Жданова – в г. п. Шарковщина Витебской области.

Дорога паломников пролегала по пути старинного тракта Минск–Двина (теперь Даугавпилс в Латвии), а само паломничество состояло из четырёх «станций»: Глубокое, Шарковщина, Дисна и Браслав.

Кроме этого, на пути встречались различные исторические места, с их особенностями паломников знакомил сотрудник Национального исторического архива Беларуси, кандидат исторических наук Вадим Валерьевич Врублевский.

Так, паломники узнали, что в посёлке Острошицкий Городок Минской области уже во вт. пол. XVI в. находился замок и действовали два храма, православный и католический. Узнали, что Острошицкий Городок – место служения священномученика Димитрия Павского, подвизавшегося в Свято-Духовой церкви (возведена в 1733 г., разрушена в 1929; новый, Преображенский храм построен в 1942 г.).

Город Логойск, как оказалось, известен с 1078 г. В разное время здесь находились и православные, и униатские храмы и монастыри, а в 1842 г. братьями Тышкевичами был основан первый на белорусской земле музей древностей. После Великой Отечественной войны сохранилась лишь небольшая часть дворца, в котором он размещался.

Среди исторических населённых пунктов, которые проезжали паломники, были также городские посёлки Плещеницы (1492 г.) и Бегомль (1582 г.), агрогородок Порплище (1529 г.), гор. Докшицы (1407 г.). В каждом из них – история храмов, тесно переплетённая с многогранным прошлым и настоящим народа.

Первая остановка минских паломников была в гор. Глубокое, известном с 1514 г., в начале ХХ века считавшемся центром гончарного ремесла. Местечко Глубокое пережило Ливонскую (1558–1583), Русско-Польскую (1654–1667), Северную (1700–1721) войны (оборонительным сооружением в это время служил Глубокский замок). В июле 1812 г. в местечке стоял Наполеон Бонапарт со своей армией. В 1918 г. Глубокое было оккупировано немецкими, а в 1919–1920 – польскими войсками.

Интересна история Березвечской обители, находящейся на территории современного города. В 1643 г. в Березвечье был основан мужской монастырь униатского ордена базилиан, в 1756—1763 гг. вместо его деревянных построек были возведены каменные. С 1842 г. их занимал мужской православный монастырь, упразднённый в 1874 г. В начале ХХ века в Березвечье возникла женская обитель, просуществовавшая до 1914 г. В 1919 г. её храм был занят католиками, а в монастыре разместились польские пограничные войска. А в годы Великой Отечественной войны фашисты устроили здесь концентрационный лагерь, в котором было замучено около 27 тысяч человек. Сегодня на территории бывшего монастыря находится колония строгого режима, а Свято-Михайловская Березвечская женская обитель возрождается на новом месте.

В г. Глубокое паломники посетили кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы – крупнейший в Беларуси православный храм, вмещающий до трёх тысяч человек. Необыкновенный храм с четырьмя башнями (к нашему времени сохранились две из них) был возведён в 1636–1654 гг. как Успенский костёл монастыря кармелитов. В 1735 г. здание костёла было перестроено по проекту архитектора И.К. Глаубица, считается, что именно эта реконструкция придала сооружению черты, свойственные школе виленского барокко. Существует предание, что Наполеон Бонапарт, останавливавшийся в Глубоком, жалел, что не может взять с собой в Париж этот прекрасный храм, т.к. его было бы не стыдно поставить рядом с Собором Парижской Богоматери. В 1864 г. за участие монахов-кармелитов в восстании К. Калиновского католический монастырь был закрыт, а его постройки переданы православному благочинию. После частичной перестройки в 1878  г. храм бывшего монастыря был освящён как православный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В начале ХХ века в нём был достроен центральный купол, сгоревший во время Великой Отечественной войны.

До наших дней сохранились резные ворота храма с позолотой XVII в. Также близ собора установлен каменный крест, обретённый на месте, где до 1880 г. находился храм Святой Троицы.

С 1911 г. в соборе хранится образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (копия чудотворной афонской иконы), окроплённый водой Иордана. В икону вложены частицы мощей различных святых, кусочки ваты, пропитанные маслом лампадок, зажжённых на Голгофе, у Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы. Известны случаи чудес по молитвам перед глубокским образом Царицы Небесной.

Под храмом находится подземелье, которое служило усыпальницей для монахов, а в 1831 г. (когда кармелиты поддержали польское восстание 1830–1831 гг.) использовалось как место хранения оружия, лечения раненых и укрытия повстанцев. После Второй мировой войны в подземелье располагалось хранилище консервного завода.

Наши паломники смогли побывать и в подвалах храма, и на его колокольне, возвышающейся на 190 метров от земли; высота башни, в которой располагается колокольня, превышает 200 метров.

Вторым пунктом паломничества был г. п. Шарковщина – место, где родился и служил священномученик Константин Жданов (1875–1919 гг.). О существовании Шарковщины известно с 1503 года. В 1639 г. в местечке был возведён православный Успенский храм, действовавший до начала ХХ века. В этом храме в сане священника служил отец Константина Жданова, а также сам батюшка Константин. Однако за два с половиной столетия храм сильно обветшал, покосился. И по инициативе будущего священномученика в 1912 г. на месте древней церкви была возведена новая. В годы гонений она никогда не закрывалась – верующие называют это милостью Божией, дарованной по молитвам убиенного отца Константина.

В притворе храма размещена информация о жизни и служении священномученика, а в основной части церкви находится икона Константина Жданова и частица его мощей, на входной стене висят картины местного художника, среди которых – портрет священномученика Константина.

Наши паломники спели тропарь, кондак и величание священномученику, прочли молитву ему. Как благословение отца Константина, каждый получил его небольшую икону.

Далее минчане отправились в город Дисну, где в Воскресенском храме покоятся мощи Константина Жданова.

Поселение в этом районе существовало уже в ХІ веке, однако название «Дисна» известно лишь с 1461 г. Начиная с ХVI столетия в городе активно строятся храмы: два православных, униатский, католический, а также католический монастырь (1630 г.). В XVII в. в городе процветали ремёсла. Со второй половины XVII века в Дисне действовала таможенная контора. Город потерпел ущерб во время Русско-польской и Северной войн, неоднократно переживал пожары и наводнения,  в 1710 г. пережил эпидемию чумы. Во время фашистской оккупации в Дисне действовал лагерь смерти.

Воскресенский храм г. Дисны находится на месте мужского Воскресенского монастыря, основанного в 1633 г. С 1673 г. при монастыре действовало православное братство. Сейчас в церкви хранится серебряная копия креста, принадлежавшего этому братству. Среди святынь Воскресенского храма – образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (конец XVI – начало XVII вв.). По легенде, эта икона была явлена в сиянии на волнах Западной Двины. В конце XVII – начале XVIII вв. в Дисне произошло два опустошительных пожара, а когда начался третий, горожане обрели образ Одигитрии, совершили с ним крестный ход по городу и пожар прекратился.

В годы советской власти Воскресенский храм был переоборудован под склад, икона Дисненской Одигитрии была перенесена в кладбищенскую церковь. В 1980 г. во время ограбления храма была украдена серебряная риза с древнего образа.

В 1989 г. здание Воскресенского храма было передано Церкви, а в 1991 г. освящено. Образ Одигитрии вернулся в храм Воскресения. 10 августа – в день празднования иконы – ежегодно совершаются крестные ходы с этим образом к кладбищенской Одигитриевской церкви.

В склепе под алтарем этого храма 25 июня 1919 г. было погребено тело священномученика Константина. 20 августа 2008 года честные останки исповедника были перенесены в Воскресенскую церковь. После канонизации, совершившейся 4 июня 2011 г., мощи святого пребывают в раке. На одной из сторон ковчега находится иконописное изображение последних минут жизни священномученика.

Паломники спели тропарь и кондак святому, прочли молитву к отцу Константину и под пение величания приложились к его мощам и получили помазание святым елеем.

После Дисны минчан ждал г. Браслав.

По дороге к нему паломники узнали об истории города Миоры (первое упоминание в 1514 г.), где в 1621 г. был возведён православный храм, а в 1644 г. – монастырь, спустя 46 лет переданный униатам. В Миорах в 1991 г. около Успенского костёла установлен памятник нерождённому ребёнку.

О деревне Иказнь Браславского района узнали, что она впервые упоминается в документах в 1499 г. Рядом с деревней – одноименное озеро, в 1504 г. на одном из его островков Иван Семёнович Сапега построил каменный замок.

Также В.В. Врублевский рассказал паломникам о названиях, истории и некоторых географических  особенностях реки Друйка, озёр Дривяты, Навята, Неспиш.

Город Браслав известен с 1065 г. В нач. XV в Браславе строится костёл, спустя столетие – православный монастырь с храмом св. Варвары. В 1514 г. упоминается о существовании замка, имевшего важное стратегическое значение в XVI–XVII вв.

В Браславе родился и служил известный белорусский врач, учёный-медик, меценат Станислав Теодорович Нарбут (1853–1926). В здании его больницы (построена в 1906 г.) теперь размещается Свято-Пантелиимоновский женский монастырь (с 2006 г. – скит, с 2007 г. – монастырь).

Паломники посетили храм Успения Пресвятой Богородицы, возведённый в 1897 году, и Замковую гору (городище ІХ–ХVIII вв.). Замковая гора представляет собой холм высотой 14 м с плоской вершиной и довольно крутыми склонами. Что интересно, древнее городище, стоящее на перешейке между озерами Дривяты и Новята, находится в самом центре современного Браслава.

Насыщенный впечатлениями день минских паломников закончился привалом на берегу оз. Потех близ агрогородка Слободка. Особенность этого места в том, что совсем рядом проходит экологическая тропа «Слободская озовая гряда», образовавшаяся во время таяния последнего ледника (по датировке геологов – 18–16 тысяч лет назад).

Путь в Минск был согрет песней. Паломники храма святителя Николая Японского показали, что христианская духовность не чуждается проявлений светской душевной культуры, что христианство – перспектива многостороннего раскрытия личности.

Слава Богу за всё!